Новости

Встреча с заместителем Министра инфраструктуры Украины

27 март 2017

По инициативе управляющего партнера Pavlenko Legal Group Александры Павленко, при содействии Китайской Торговой Ассоциации более 20 представителей китайского бизнеса – членов Китайской торговой ассоциации и заместитель Министра инфраструктуры Надежда Казначеева провели 23 марта встречу, темой которой стали вопросы возможностей и перспектив совместной работы в сфере государственно-частного партнерства.

Важно понимать, что сегодня ГЧП – практически единственный механизм привлечения существенных средств в Украину, а также возможность развивать в стране инфраструктуру и не только, через взаимовыгодное сотрудничество государства и частного бизнеса. В ходе открытого диалога с аудиторией спикеры Надежда Казначеева и Александра Павленко подчеркнули, что данная форма инвестиционных отношений является одной из наиболее развитых в мире, в силу того, что государство не может нести дотационные расходы абсолютно по все проектам, часть из которых может быть реализована совместно с бизнесом на основах государственно-частного партнерства.

«Китайский бизнес имеет стойкое намерение и средства инвестировать в проекты ГЧП в Украине. Но мы в первую очередь хотели бы четко понимать, что государство не только диктует условия бизнесу, но и способно понести самостоятельно ответственность в случае неисполнения своих обязательств», — сказал исполнительный директор Китайской торговой ассоциации Руслан Осипенко.

«ГЧП в Украине — тема свежая, сами формы взаимодействия активно вырабатываются и предлагаются потенциальным партнерам. Эти модели востребованы, как государством, так и частным инвестором. Механизмы государственно-частного партнерства применяются во многих отраслях, при этом наиболее часто в Украине проекты ГЧП реализуются именно в сфере инфраструктуры. Пока флагманом ГЧП является сфера транспорта — немалое количество проектов реализуется в отношении автодорожной инфраструктуры, морских портов», — отметила Надежда Казначеева.

«В 2016 году правовое поле для реализации таких проектов было усиленно — вступила в силу новая редакция закона о ГЧП, а также принято ключевое постановление Кабинета министров Украины относительно оценки эффективности таких проектов для обоих сторон. Мы настоятельно рекомендуем бизнесу, который интересуется таким механизмом инвестирования, не ждать, пока Министерство инфраструктуры, Министерство экономического развития или другие ведомства объявят какие из государственных активов выставляются на конкурс для поиска частного партнера для государства, а самостоятельно оценивать ситуацию в регионах, искать подходящие объекты и предлагать государству развить их через государственно-частное партнерство. Юридическая часть в этих проектах — это залог гарантий», — резюмировала Александра Павленко.

«В 2017 году готовится ТЭО для первых трех приоритетных проектов ГЧП.  Это проекты концессии железнодорожно-паромного комплекса ГП Морской торговый порт "Черноморск", ГП Стивидорная компания "Ольвия" и ГП "Херсонский морской торговый порт".  В 2018 году планируется их реализация», - отметила Надежда Казначеева.
Глава энергетического комитета Китайской Торговой Ассоциации Ван Юаньцюань заявил, что в текущей ситуации при реализации проектов, где один из участников – государство, риски, связанные с реализацией проектов, несут инвесторы (коммерческие компании). Государство не берет на себя ответственности за риски, а в свою очередь применяет штрафные санкции к инвесторам. Если государство не несет никакой ответственности и не помогает реализовать проекты, сложно говорить о справедливости в отношениях государство – инвестор.

Надежда Казначеева и Александра Павленко в свою очередь отметили позитивные стороны ГЧП: упрощенная и ускоренная процедура, а также возможность выбора модели реализации ГЧП, так как на сегодня еще нет типового договора, что позволяет инвестору включить свои интересы в такие документы.

По результатам дискуссии, присутствующие пришли к единому заключению, что необходимо улучшать взаимоотношения между государством и инвестором и следующим шагом на этом пути будет доработка законодательства в этой сфере. Также было договорено о включении представителей Китайской Торговой Ассоциации в рабочую группу Мининфраструктуры по инвестициям и дальнейшее обращение в Минэкономразвития для участия Ассоциации в доработке действующего законодательства в этой сфере.